сериал Легенда о Тиле

Актеры:
Лембит Ульфсак, Наталья Белохвостикова, Евгений Леонов, Михаил Ульянов, Лариса Малеванная, Алла Демидова, Анатолий Солоницын, Иннокентий Смоктуновский, Игорь Ледогоров, Микаэла Дроздовская
Режисер:
Александр Алов, Владимир Наумов
Жанр:
отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 4
(20.11.2013)
Рейтинг:


Население Нидерландов, прославленное своим непримиримым стремлением к свободе и неугасаемой жизненной энергии, живет под игом испанского короля. Им приходится страдать от его жестоких истязаний и преследований; всюду раздаются тревожные вспышки костров инквизиции. Два верных товарища — бесстрашный Тиль Уленшпигель и безунытливый Ламма, несущие свет надежды во тьме невзгод, стремятся навсегда вернуть мир и спокойствие на родную землю. В поисках этого идеала они преодолевают множество препятствий, проходят через самые ужасные испытания и трудности. Однако их усилия в конечном счете приносят плоды.
Фильм основан на популярной книге Шарля де Костера, которая рассказывает об этих героических похождениях двух друзей в условиях жестокого тоталитарного режима.
Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Часто можно услышать фразу: «книга превосходит фильм». И действительно, читая книгу, мы сами формируем в воображении живые образы героев и мест, описанных автором. Однако случается так, что эти наши собственные видения не совпадают с теми картинами, которые создали режиссеры на экране, что порождает чувство разочарования и недовольства происходящим на мониторе. Мы уже предвзято относимся к фильму из-за того, что «там все было не так», как мы представляли.
Однако есть случаи, когда кино адаптация полностью оправдывает ожидания или даже превосходит их. Такой случай произошел со мной при просмотре экранизации произведения Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле», которую я перечитывал не раз и знал досконально.
В начале своего путешествия в мир этой истории, я был скептически настроен. Моя уверенность была основана на том факте, что фильм заявлял о своем статусе как произведения по мотивам оригинала, а не точной его экранизации. Имя главного героя изменилось с Уленшпигель на Тиль — это уже было сигналом для меня, что передо мной будет совсем иная история.
Однако со временем я понял, что режиссеры поступили так намеренно: они хотели напомнить зрителю о человеческом аспекте истории. Вместо абстрактного циника перед нами предстал живой человек с его чувствами и переживаниями — Тиль, чьи эмоции вытекают из глубины души.
Первый просмотр произвел на меня неожиданный эффект. Я уже тогда заметил бережное отношение режиссеров к атмосфере оригинала Шарля де Костера, несмотря на некоторые изменения в деталях сюжета.
Экранизация представлена в виде двух фильмов: «Да здравствуют нищие» и «Пепел Клааса», которые хотя формально раздельны, но тесно связаны между собой как по содержанию, так и по стилю. Пропуск одной из частей сделает вторую трудной для понимания.
Фильм также выделяется своей музыкальной составляющей: классические мелодии того времени сочетаются с современными композиторскими работами, создавая уникальное звуковое оформление. Художественный стиль фильма поражает своей точностью в передаче атмосферы исторической эпохи.
В плане декораций и костюмов работа также на высоте: каждая деталь проникает зрителя в мир 16 века, позволяя ему по-настоящему погрузиться в ту эпоху. Особенно удивляет способность режиссеров воссоздать атмосферу без использования современных спецэффектов.
Но самыми значимыми являются актерские работы. В фильме собраны выдающиеся исполнители, которые с блеском справились со своими ролями, будь то главные или эпизодические персонажи. Особенно впечатляет работа Михаила Ульянова в роли Клааса: он показывает настолько глубокое и проникновенное воплощение персонажа, что его образ остается с зрителем надолго.
Таким образом, экранизация «Легенды об Уленшпигеле» в исполнении Алова и Наумова стала для меня неожиданной находкой. Этот фильм смог убедить меня в том, что качественная адаптация способна воссоздать ту же атмосферу и глубину оригинального произведения, при этом предлагая зрителю новый взгляд на знакомую историю.
Фундамент для этого произведения заложен в реальных исторических событиях XVI века Испании, которые окутаны легендарной инквизицией и массовыми погонями за ведьмами, приведшими к казням тысяч невинных женщин и существенно утрате красоты Европы.
Центральный сюжет повествует о любовной истории двух молодых людей — Тиля и Неле. С детства они знакомы и даже начали размышлять о совместном будущем, но судьба препятствует их планам. Будучи бродячими артистами, они выступают на улицах городов, забавляя прохожих и зарабатывая средства к существованию. Однако в эпоху жестокой инквизиции даже малейшее провинность может привести к страшной казни; оскорбление же Церкви — тем более.
Тиль однажды переборщил со словами, его арестовали и приговорили к смерти. Однако герой должен остаться в живых до конца истории, иначе сюжет потеряет свое драматическое напряжение.
Актерский состав фильма поражает своим качеством: это известные звезды советского кино, такие как Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Михаил Ульянов и многие другие. Изумительно, что изначально роль главного героя должна была достаться молодому Александре Абдулову, но в конечном счете выбор пал на малоизвестного иностранца Лембида Ульфсака.
Фильм был снят в 70-х годах XX века и удивляет своей масштабностью. Съемочная группа выбрала для локаций европейскую часть Советского Союза, где сохранились архитектурные памятники со стилистическими нотками испанской культуры. Создатели картины также черпали вдохновение из произведений таких мастеров, как Иероним Босх и Франциско Гойя.
Режиссеры блестяще перенесли классические театральные образы на телевизионный экран. Сюжет разворачивается вокруг героев с четкими положительными или отрицательными характеристиками, причем злодеи, представленные королевской семьей и церковью, оказываются значительно более влиятельными и опасными, в то время как добрые персонажи неизбежно сталкиваются с трудностями и страданиями. Это делает картину еще более драматичной, ведь она воспроизводит реальные исторические трагедии.
Таким образом, история служит мощным напоминанием о том, что испанская инквизиция была одним из самых темных периодов в истории человечества. Даже если кому-то покажется чересчур жестоким портрет королей и священников, стоит помнить, что именно так все и было тогда: люди погибали сотнями и тысячами, их жизни были бездны ценности.
Фильм "Легенда о Тиле" произвел на меня глубокое и незабываемое впечатление. Первый раз я увидела его тайком от родителей еще в конце семидесятых годов, когда такие картины показывались только для взрослой аудитории. Казалось бы, как это можно было оправдать? Ведь герои флиртовали и целовались! Да и поведение императора Карла Пятого не соответствовало монашеским нормам — вспомните эпизод с поцелуем придворной дамы. Из-за этого фильм демонстрировался поздно вечером, что делало его недоступным для большинства подростков. Но мы находили способы обойти запреты, собираясь у друзей или тех, чьи родители не были дома.
Мы плакали над судьбой Тила и Ламме, проклинали инквизиторов и мечтали о подобной отваге. Второй раз я посмотрела фильм почти незаметно для себя, на скорую руку, не задумываясь глубоко над его сюжетом и идеями. Многие моменты напоминали учебные часы истории в школе, а некоторые эпизоды казались каким-то образом пророческими — разница лишь в том, что одежда и орудия уничтожения изменились.
В девяностые годы я прочла книгу Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке", где была подробно описана их жизнь с приключениями, полными веселья, храбрости и славы в Фландрии и других странах. После этого прочтения мое отношение к фильму изменилось — как будто что-то важное засело глубоко в подсознании.
С наступлением двухтысячных, когда мы пережили несколько эпизодов "конца света", фильм продолжал оставаться актуальным. Это похоже на бесконечный круг — любить и ненавидеть, преклоняться перед героями и проклинать врагов. Единственная разница заключается во внешнем облике людей и их оружии.
И каждый раз, когда я пересматриваю этот фильм, я с восхищением наблюдаю за игрой актеров — настоящих мастеров своего дела. От Евгения Леонова до Натальи Белохвостиковой, все они внесли свой неповторимый вклад. Даже краткие роли Михаила Ульянова и Веры Васильевой стали яркими акцентами картины.
Этот фильм — великолепная работа "старой гвардии", которую сложно сравнить с современными проектами. Возможно, настоящие режиссеры от Бога существуют и сейчас, но их число невелико. Большинство новых работ кажется поверхностной заменой, не сравнимой со сложностью и глубиной творений прошлого.