На ножах (1998)

сериал На ножах (1998)

Актеры:
Андрей Давыдов, Николай Добрынин, Ольга Дроздова, Александр Феклистов, Игорь Горбачев, Елена Майорова, Алексей Миронов, Владимир Протасенко, Ирина Розанова, Вячеслав Вдовин
Режисер:
Александр Орлов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
1998
Добавлено:
сериал полностью из 11 (28.09.2012)
Рейтинг:
7.03
6.60
Обитатели маленького городка, где разворачиваются действия сериала, привыкли к устоявшемуся образу жизни, полному гармонии и спокойствия. Каждый день проходит в рутине, без каких-либо неожиданных поворотов или стрессовых ситуаций. Жители городка знают друг друга с детства и каждый из них выполняет свою роль в устоявшемся социальном порядке. Однако тишина была нарушена появлением двух юношей из столицы, которые перебрались жить именно сюда. С этого момента городок оказался погруженным в мир необычных приключений и событий. Приезд молодых людей принёс с собой немало проблем, угрожая покойной жизни местных жителей. Мирные вечера сменились волнующими днями полными любовных историй, интриг и слухов, а также неприятностями, включая предательство и чувство вины. Жители начали переживать эмоциональные взлеты и падения, которые резко изменили их привычный уклад. Можно ли будет для них вернуться к прежнему безмятежному образу жизни после всего того, что случилось?
Рецензии
Меньше всего из числа русских классиков девятнадцатого века Лескову повезло с экранизациями его произведений. Из обширного литературного наследия были отобраны лишь несколько его рассказов, и те не отличались особым творческим изяществом или оригинальностью. Особенно печально то, что стихия русской жизни, которую так мастерски описывал Лесков, богата событиями и персонажами, которые могли бы стать прекрасным материалом для кино. В его произведениях полно анекдотов, шуток и ярких, колоритных героев, что делает их идеальными сценариями для сериалов. К удивлению, лишь единственный режиссер, Александр Орлов, рискнул заняться экранизацией творений Лескова. Успех этого фильма был предрешен не только высоким качеством режиссуры, но и выбором времени для создания. Съемки и выход картины пришлись на период активных либеральных реформ в регионах России, что благоприятно отразилось на восприятии фильма как идеологически значимого и глубоко «лесковского» по духу. Долгое время неприятие Лескова его современниками (особенно из-за его консерватизма) препятствовало созданию полноценных экранизаций. Однако Орлов решил преодолеть эти стереотипы и с большой ясностью показал две ключевые черты личности Лескова и истории в целом: осуждение революционеров и критику либерализма, мошенничества и нигилизма. В фильме все эти идеи представлены тактично, без прямого нарушения художественных границ. Актерская игра также выделяется своей мастерством: роли Горданова (Добрынина), Висленева (Виноградова) и Глафиры (Майоровой) блестяще сыграны, а персонажи из простого народа - отец Евангел (Феклистов), Капитан Форов (Иванов), Помещик Водопьянов (Назаров), Сид и матушка Форова (все сыграны профессионально) - придают фильму дополнительную глубину. Верность Лесковской идеологии заключается в изображении героев, оторванных от родной почвы и её нравственных ценностей. Их бездомное существование и бесцельная бродяжничество пока не подчинены иноземным влияниям. Орлов как режиссер и сценарист поставил эти темы в центр фильма, что делает его очень интересным и стильным. Таким образом, можно сказать, что Орлову удалось выделить самую суть Лескова из текста, который был написан для фельетона Каткова. Он бережно сохраняет оригинальный дух произведений, а в некоторых моментах и усиливает их эмоциональную мощь. Например, проповеди отца Евангела буквально трогают до слез, особенно когда он обращается к Висленеву. Действие картины охватывает множество интересных сцен: прощание Глафиры со своим мужем после его убийства по её вине, примирение женщины с дворовым Сидом, нежные песнопения монахов и черниц, а также драматический разговор генеральши с Подохеровым у пруда. Все эти эпизоды оживляют фильм и делают его более глубоким. Хотя визуально картина скромна и целомудренна, она напоминает работы Крамского, Борисова-Мусатова, Щедрина и Брюллова. Кроме того, музыка композитора Мартынова идеально подчеркивает атмосферу фильма. Желательно, чтобы современные режиссеры вдохновлялись Лесковым и создавали новые экранизации его произведений. В частности, хотелось бы увидеть на большом экране одну из вершин его творчества – «Соборяне», момент для создания которого сейчас более чем подходящий.
Замечательная экранизация знаменитого произведения Лескова станет истинным удовольствием для ценителей русской классики. Картина поражает своей полнотой и разнообразием: здесь присутствуют любовные истории, криминальные события, амбиции наживы, подлость и глубокие философские диалоги, делая фильм многослойным и притягательным. Актерская игра на высоте, хотя некоторые мелочи могут вызвать вопросы: например, стилистические паузы Ирины Розановой иногда нарушают естественность произношения. Каждый персонаж имеет свою уникальную роль и характер. Нельзя выделить одного героя как главного или второстепенного — каждый вносит свой вклад в общую историю. Глафира, казалось бы, злодейка, решившая избавиться от своего старого супруга, вызывает смешанные чувства: ее прельстили и использовали для собственных целей Горданов, самозваный лидер тайных обществ. Висленев — глупец и попрошайка, без принципов и цели в жизни. Лара выглядит расчетливой и холодной женщиной. Форов, хоть и доброй души человек, страдает от алкогольной зависимости. Его жена невероятно любит своих племянников, но они не заслуживают такой привязанности. Андрей и Александра остаются как бы в тени остальных героев, их положительные черты кажутся слишком идеализированными. Андрей непонятен в своем отношении к девушкам: он лишен решимости и чувства собственного достоинства. Линия Александры с ее старым мужем не выглядит жизненной, так как тот благословляет ее любовь к другому человеку. Концовка фильма оставляет чувство справедливого возмездия: Глафира получает за свои деяния соответствующее воздаяние, а Ропшин оказывается темной лошадкой, которой удается достичь своих целей. Сериал заслуживает внимания и рекомендуется к просмотру всем любителям качественного кино.