сериал Раскол

Актеры:
Дмитрий Тихонов, Валерий Гришко, Александр Коротков, Роман Мадянов, Дарья Екамасова, Александр Коршунов, Ольга Аксёнова, Иван Верховых, Всеволод Иванов, Олег Любимов
Режисер:
Николай Досталь
Жанр:
отечественные, исторические, семейные, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
19-20 серия из 20
(17.09.2011)
Рейтинг:


Исторический телесериал, созданный отечественными мастерами кинематографии, погружает зрителя в один из самых трудных этапов существования Российского государства – период правления царя Алексея Михайловича, получившего прозвище Тишайший.
Эра этого монарха была отмечена печальными событиями внутри церковной среды. Один из самых значительных эпизодов того времени – раскол, начатый патриархом Никоном и вызвавший серьезные общественные потрясения.
Многие изменения, внесённые патриархом, не были восприняты доброжелательно. Этот конфликт стал переломным моментом, определившим дальнейшее развитие государства и его церковной жизни. В то время как попытки привести богослужения к единому стандарту, принятому в православном мире, казались логичными и оправданными многими, были и те, кто отчаянно сопротивлялся этим переменам. Эти люди, далеко не самые безответственные в государстве, оказывали заметное влияние на исход событий.
Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Эпическая история о времени реликтов, когда человечество еще хранило свои убеждения и ценило жертвенность. В наши дни эти ценности стали предметом споров и часто воспринимаются как анахронизм. Современная цивилизация удобств и комфорта подменила искренние убеждения на легкомысленные предрассудки, а готовность к жертве — на абсурд.
В контексте бешеного ритма жизни и бездушных телевизионных развлечений Досталь становится спасителем, вдохновляя зрителя своим живым искусством. В его фильме заключается мощь неоднозначного сериала, где герои живут идеями и умирают за свои принципы. Как создательу удается сохранить убедительность при таком наивном обличье — это загадка его таланта.
В центре сюжета — преследуемые за веру фанатики протопоп Аввакум (А. Коротков) и его верная спутница Марковна (Д. Екамасова). Их история — наглядное доказательство того, что даже самая сильная власть не в состоянии сломить крепость духа человека. Это потрясающая по своей глубине и мастерству работа.
Создатели называют свою работу фреской, и она действительно напоминает средневековые образы. В ней много элементов условности: герои говорят почти исключительно на высокопарном языке, даже в приватной обстановке не допускается простота выражения мыслей. Бытовые детали представлена крайне скупо, что создает ощущение определенной дистанции между зрителем и историей. Это может вызвать у некоторых зрителей чувство оторванности от эпохи, но в то же время позволяет сосредоточиться на ключевых аспектах повествования.
В фильме выделяется необычайная актерская игра. В. Гришко мастерски воплощает образ патриарха Никона — фигуры, полной психологической сложности и внутреннего конфликта. Царь Алексей Михайлович (Д. Тихонов) предстает как трагедия нравственной личности, оказавшейся во власти политических обязательств. Также стоит отметить необычные образы церковных деятелей с интеллектуальным обликом, что вызывает вопросы о том, какие стандарты придерживается современная церковь.
Природная достоверность декораций и костюмов поражает. Монастыри, деревянные избы, дворцовые палаты — все это приводит зрителя в упоение своим реалистичным воспроизведением эпохи.
Впрочем, проект имеет свои недостатки: отсутствие точных датировок и географических локаций делает историческое наполнение менее точным. Субтитры с пояснениями о персонажах могли бы существенно улучшить понимание истории зрителями. Кроме того, ограниченный бюджет значительно ограничил масштабность и зрелищность батальных эпизодов.
Но все эти недостатки не могут затмить главного: Россия вновь обратила взор на свое прошлое, вспомнила его значение. Это действительно важное событие для страны и ее народа.
Мало какие отечественные фильмы могут сравниться с истинно ценимыми работами кинематографии. Сегодня создатели фильмов часто игнорируют историческую достоверность, позволив себе свободу в интерпретации событий и персонажей эпохи. Такие ленты можно смело назвать бездушной спешкой, лишённой ценности и интереса для даже минимально образованного зрителя. Некоторые фильмы создаются по шаблонам голливудских блокбастеров, другие подстраиваются под вкусы продюсеров или критиков — но фильмов, сделанных настоящими мастерами своего дела для народа, так мало!
Николай Досталь выделяется среди большинства отечественных режиссёров тем, что сумел создать историческую ленту высочайшего качества. Его работа лишена фальши и нравоучений, демонстрируя вместо этого глубокое понимание своего предмета.
Фильм Досталя отличается мудростью и проникновенностью, без использования избитых шаблонов или попыток сблизиться с публикой. В каждом слове и жесте персонажей ощущается глубина и самобытная красота. Я не могу вспомнить ни одного исторического фильма, который бы так правдиво и красиво передал определённый исторический период нашей страны.
Больше всего меня поразили диалоги в «Расколе». Каждое слово кажется подобраным с особой тщательностью. Сценаристы проделали колоссальную работу, чтобы передать язык священников, простых людей и даже царя того времени. Все детали — от одежды до предметов интерьера — воспроизведены с невероятной точностью.
С каждым новым фильмом Николай Досталь показывает всё больший уровень мастерства. Я очень жду выхода его ленты на DVD, ведь его предыдущая работа «Завещание Ленина» произвела на меня не меньшее впечатление. Благодарю всех создателей этого замечательного фильма за их упорство и смелость.
И ещё одно наблюдение: я, человек недоверчивый к религиозным вопросам, обратил внимание на чрезмерное использование перекрестков в фильме. Понимаю историческую правдоподобность этого элемента, но все же это кажется излишним. Важно отметить, что «Раскол» не пропагандирует веру, скорее он вызывает вопросы относительно роли РПЦ.
Уверен также, что фильм не увеличит число верующих в Бога — это как раз и было задумано автором фильма.
В начале моего знакомства с этим сериалом я ожидал минимальных эмоций и впечатлений, ведь современное российское историческое кинематографическое творчество часто не оправдывает надежд. То перекручивают факты истории до невероятности, то актеры с лицами современных мегаломанов портят общую картину произведения. Однако «Раскол» стал исключением и подарил мне радость от просмотра.
Главное впечатление, которое оставил фильм – это его точность к историческим событиям. Сценаристы с честью справились со своей задачей, создав картину жизни наших предков середины XVII века, когда страна переживала Никоновские реформы. Фильм не просто изображает события того времени; он погружает зрителя в атмосферу тех лет, позволяя ощутить дух эпохи и понять глубину страданий людей за свою веру.
Все перипетии истории прописаны с той степенью правдивости, что ты невольно начинаешь верить в реальность жертвоприношений тех времен – люди готовы были отдать свои жизни ради своей религии. Их страдания и лишения не были преувеличены; наоборот, они подчеркивают силу убеждений людей того времени.
Кроме того, в фильме мастерски показано влияние реформ на общество и церковь, вызвавшее разделение верующих на никониан и старообрядцев. Однако не менее трогательны и личные истории героев сериала – их драмы, радости и горести.
Отдельно стоит отметить актерский состав, который органически вписывается в общий фон эпохи и совершенно не вызывает чувства отторжения. Съемочная группа избежала пафосных сцен и излишних недомолвок, что так часто встречается в нынешнем кинематографе.
Костюмы, предметы домашнего обихода, архитектура деревень – все это воссоздано с невероятной точностью. Однако наибольшее впечатление на меня произвела музыка! Живые мелодии так трогают душу и напоминают нам о наших корнях, о том, откуда мы пришли.
«Раскол» – это не просто фильм; это путешествие во времени. Режиссер Николай Досталь вместе со своей командой создали произведение искусства, которое задевает за живое даже самого искушенного зрителя своим искренним рассказом о простых человеческих чувствах и нашей великой русской земле. Это кино не может оставить равнодушным никого!