сериал Война и Мир (1965)

Актеры:
Сергей Бондарчук, Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Олег Табаков, Борис Захава, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Антонина Шуранова, Виктор Станицын, Ирина Скобцева
Режисер:
Сергей Бондарчук
Жанр:
драмы, исторические, мелодрамы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1965
Добавлено:
сериал полностью из 4
(13.09.2013)
Рейтинг:


«Война и мир»... Многие режиссеры пытались воплотить в жизнь этот эпический роман, но согласно мнению практически всех кинокритиков, единственной достойной экранизацией можно считать фильм Сергея Бондарчука, над которым он работал около шести лет. Этот выдающийся мастер своего дела сумел погрузиться в эпоху бала и сражений, передав на экране все нюансы этого исторического периода.
Сергей Бондарчук умело раскрыл сложные характеры героев Льва Толстого, а также глубину их внутреннего мира — переживаний, мыслей и чувств. Не менее важным в картине является подбор актеров: каждый из них блестяще исполнил свои роли.
В 1969 году экранизация Сергея Бондарчука получила престижную награду «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а также множество других кинопремий. Этот шедевр определенно стоит того, чтобы его увидеть, и для тех, кто еще этого не сделал — это отличная возможность ознакомиться с творчеством одного из величайших кинорежиссеров XX века.
Рекомендуем к просмотру
Рецензии
В пятнадцатом веке приобретение красок представляло собой почти невыполнимую задачу! Даже в культурном городе Флоренции найти эти редкие материалы было крайне сложно. Цена на краски определялась не только сложным процессом их создания, но и уникальными материалами, доставляемыми из самых отдаленных уголков мира.
Во-первых, аквамарин добывали у берегов Па-де-Келе, где присутствовал постоянный рыбий запах. Во-вторых, лазурит приходилось везти невероятно далеко — словно из другой вселенной. Верблюды доставляли этот минерал по караванным путям, но его аромат был далек от благоухания розовых кустов: он напоминал верблюжий навоз.
В-третьих, не могу забыть упомянуть о главном элементе — метациннабарите! Это самый экзотический и редкий минерал. Его добыча требовала огромного мужского труда, и его аромат был настолько уникален, что никто бы не стал ввозить его во Флоренцию.
Таким образом, те краски, которые все же попадали на прилавок для продажи, стоили очень дорого. Но это была лишь половина проблемы — следующей сложностью было изготовление холста! Из конопли в самой Флоренции можно было сделать хороший холст, но процесс занимал слишком много времени.
Художники посылали своих подмастерьев на ткацкие фабрики с просьбой ускорить работу. Однако вернувшиеся помощники порой возвращались в не совсем адекватном состоянии: они начинали беседовать с красками и хихикать как дурачки, особенно когда дело касалось метациннабарита. Чтобы избежать потери всех подмастерьев, художники прибегали к льняным холстам. Но это решение также привело к росту цен.
Получив краски и холсты, следующим вопросом становилась рама! Ни один зритель не обратит внимания на картину без красивой рамы. В наши дни можно сказать, что просмотр телепередач без ощущения спазм в желудке невозможен — только Sony может предложить столь надежный опыт!
В то время люди во Флоренции были куда более избирательны. Они прекрасно разбирались в материалах для рам, например, карельская береза считалась идеальным выбором, хотя добывать её было сложно и непредсказуемо.
Муки флорентийских художников были безмерны, но их усилия имели конкретное выражение в стоимости произведений искусства. Леонардо да Винчи создал свою «Мону Лизу» именно в таких условиях.
Теперь вы спросите: к чему это я? Это связано с современной оценкой киноиндустрии! Многие люди обращают внимание исключительно на бюджет фильма, а не на его художественное качество. Однако, можно ли судить «Войну и мир» по стоимости использованных красок?
Сегодня уже невозможно представить, как фильм по мотивам романа Толстого выглядел бы с использованием компьютерной графики вместо живых актеров и декораций. Однако ни одна современная технология не может сравниться с талантами таких актеров, как Вячеслав Тихонов или Анатолий Кторов. Ни один оператор не смог бы превзойти Анатолия Петрицкого.
Таким образом, фильм «Война и мир» — это настоящая «Мона Лиза» кинематографа, полная мастерства и красоты, с которой сегодняшние технологии все еще не могут сравниться.
Не могу не признать, что "Война и мир" Сергея Бондарчука действительно является шедевром в области кинематографа, верной интерпретацией литературного труда Льва Николаевича Толстого. После того как я перечитала весь роман перед просмотром всех четырёх эпизодов фильма, у меня не осталось сомнений в том, что передо мной настоящий образец кинематографического искусства.
Поразительным кажется то обстоятельство, что Бондарчук предпочёл строго следовать оригинальному сюжету Толстого, не добавляя ничего излишнего. Первые главы романа могут показаться скучными для некоторых читателей, но затем история раскрывается в полной мере и завораживает своей глубиной и масштабом.
Одними из самых ярких эпизодов в фильме являются баталии. Они представлены настолько живо и детально, что кажется, будто вы перенеслись прямо в эпоху Наполеоновских войн. Эти сцены не просто затронули сердце зрителя, но и доказали мастерство всех участников проекта: режиссёра, операторов и актёров.
Стоит признать, что работа Федора Бондарчука, сына Сергея Бондарчука, не достигает таких высот. Его фильмы кажутся невнятными и лишёнными глубины, несмотря на множество спецэффектов и захватывающих сюжетных поворотов.
В исполнении актёров "Войны и мира" нет равных. Они полностью погружают зрителя в атмосферу эпохи, передавая каждую нотку персонажа со всей точностью. Особенно запомнился играющий Андрея Болконского Тихонов, несмотря на то что его образ несколько отличается от моего первоначального представления.
Василий Лановой как Анатоль Курагин поразил своей игрой: каждый жест и эмоция переданы с безупречной точностью. Его персонаж выглядит таким живым, что кажется, будто он существует вне экрана.
Единственным недостатком фильма можно назвать игру Ирины Скобцевой в роли Элен. Её образ не совсем соответствует тому представлению о героине, которое складывается при чтении романа Толстого.
Сравнение этой работы с другими экранизациями "Войны и мира" было бы несправедливо. Работа Сергея Бондарчука стоит отдельно, её непревзойдённая классика оставляет современные версии далеко позади.
Единственный зарубежный адаптационный проект вызывает лишь сожаление: так мало понимания и чувства тонкостей русской души в нём! Без них невозможно передать ту глубину мысли и эмоций, которые присущи российской литературе.
"Война и мир" Сергея Бондарчука - это классика, которую стоит увидеть каждому человеку, стремящемуся понять великое произведение Льва Толстого.
Безусловно, ценность и культурный вклад данной картины должны быть оценены именно нами, поколением двухтысячных годов. В ответ на утверждение говорящего о гениальности отдельных сцен могу лишь согласиться: они действительно уникальны! Как не восхищаться постановкой битвы под Аустерлицем и Бородинского сражения? Понимаете ли вы, какое огромное усилие было приложено создателями фильма? Они всё это воплотили в жизнь, а не просто нарисовали графику с помощью компьютеров. Перед такими людьми хочется почтительно поклониться и снять шляпу за этот истинный шедевр.
Думаю, что если бы Лев Николаевич Толстой увидел эту экранизацию, ему непременно понравилось бы новое прочтение его романа.
А теперь задумайтесь: как можно не полюбить этот фильм? Хотя актриса Анна Савельева может и не совсем соответствовать внешности Наташи из оригинала с её черными глазами, её энергичность делает роль живой и яркой. Я уже не представляю себе другого исполнителя этой роли. Александр Тихонов же играет Андрея более сдержанно, что придает его образу глубину и душевность. Может быть, это и не идеальный вариант для этого персонажа по мнению режиссёров, но уже слишком много зрителей полюбили именно этот образ.
То же самое можно сказать о роли Анатоля, Болконского-старшего и его сестры. Они все настолько убедительны, что другой актёр или актриса в этих ролях покажутся мне неуместными. Элен получилась героиней, вызывающей вопросы и споры – это интересный ход режиссёра. В одном из обсуждений на кинофоруме я прочитал мнение о том, что эту роль могла бы сыграть Беата Тышкевич, но кто знает, как бы она справилась с этой задачей? Режиссёр сделал свой выбор и мы не имеем права его критиковать.
Экранизация романа такой масштабной величины требовала огромного труда и терпения от всего коллектива, особенно учитывая множество второстепенных персонажей и сложных сюжетных линий. Не стоит забывать о небольшой роли жены режиссёра в фильме – подобная практика была распространена ещё несколько десятков лет назад, например, в работах Орловой или Пырьева.
Некоторые зрители недовольны игрой Сергея Бондарчука в роли Пьера. Я не могу понять на чем основано такое мнение: мне его трактовка Безухова показалась настоящей и правдоподобной, а по внешним данным он идеально подходит для этой роли.
Кроме актёрской игры стоит отметить музыку к фильму, созданную Овчинниковым. Главная тема – пронзительная и мелодичная композиция, которая гармонично вписывается во всё повествование и создаёт непередаваемую атмосферу. Она звучит через все эпизоды фильма, словно часть его текста.
Все четыре эпизода получились на высшем уровне, соответствующими оригинальному произведению Льва Толстого. Восхищает упорство режиссёров, преодолевших множество трудностей для создания православных сцен. Их отсутствие бы лишило фильм значительной части его уникальности.
Такие великолепные фильмы выходят крайне редко. Можно наслаждаться голливудскими комедиями или европейскими короткометражками, восхищаться советским кино (например, "Операция Ы" и "Бриллиантовая рука"), но "Война и мир" обладает чем-то особенным. Это то, что нельзя сразу понять или оценить – это приходит со временем, помогая нам разобраться в глубоких мыслях великого писателя.
Я включил этот фильм в свой список самых любимых шедевров кино и выделил ему особое место среди прочего искусства.